Самоопределение и профессиональная идентификация

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Сюда можно отнести особенности принятия человеком системы профессиональных ценностей и норм.

Профессиональная идентификация - это тип социальной идентификации, представляющий собой чувство единства, которое люди испытывают с профессией (например, юриспруденцией, медициной), и степень, в которой люди определяют себя как представителей профессии.

Профессиональная идентичность заключается в том, что человек распределяет роли, обязанности, ценности и этические стандарты таким образом, чтобы они соответствовали практике, принятой в его.

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Этапы профессионального самоопределения в соответствии с возрастными периодизациями развития, принятыми в психологии; это этап детской игры, подростковой фантазии, этап предварительного выбора профессии и этап практического принятия решения (И.С. Кон, 1980).

Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление.

Ключевым моментом профессионального самоопределения является готовность к осознанному самостоятельному выбору профессии человеком, обеспечивающая проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей личности, ориентированная на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития.

Стадии профессионального становления по Климову:

- Оптация

- Адаптация – вхождение и привыкание к профессии

- Интернальная стадия – приобретение профессионального опыта

- Мастерство

- Авторитет

- Наставничество

Проекты:

- федеральный уровень («Билет в Будущее»: https://bvbinfo.ru/ , Профминимум: https://bvbinfo.ru/profminimum, Базовый центр подготовки кадров https://bc-nark.ru/projects/nsk-konstruktor-karery/pupils/, «Профессионалитет»: https://цопп31.рф/node/329, «Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы»: https://pro.firpo.ru/?ysclid=lzb6vznnhd874903834  )

- региональный уровень («Первая профессия»: https://цопп31.рф/node/434; «Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы» в Белгородской области: https://цопп31.рф/node/437

- муниципальный уровень (муниципальные проекты «Создание модели самоопределения и профессиональной идентификации детей в возрасте от 5 до 16 лет на территории Белгородского района «Ступени к жизненному успеху» (2023-2024 г.г.), «Создание и внедрение пилотных Школьных Центров Профориентологии  на базе образовательных учреждений Белгородского района» (2024-2025 г.г.)

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie